« Back

Уступка Джобса

Apple сняла запрет на продажу подписки на приложения напрямую от издателя дешевле, чем через AppStore, пишет Financial Times. Также компания Стива Джобса разрешила не включать в приложения для iPad и iPhone подписку, если она распространяется по другим каналам. Но от своих 30% с продаж Apple не отказалась. Эту комиссию компания ввела в феврале этого года. Тогда же она ограничила издателям ценообразование, а также получение детальной информации о пользователях. Ограничение ценообразования привлекло внимание антимонопольных органов США и Евросоюза.

Но не исключено, что главная причина решения Apple - способность издателей обходить AppStore. Например, на прошлой неделе FT запустила web-аналог своего приложения для iPad, не требующий установки через магазин приложений. Аналогичные сервисы разрабатывают и другие крупные издатели. Это подтвердила "Ведомостям" издатель цифровых изданий Sanoma Independent Media Алена Шагина. Сейчас журналы Cosmopolitan, Men's Health и Harper's Bazaar продаются через приложения для iPhone и iPad с 30%-ной комиссией Apple. Но разработчики компании, по ее словам, уже создают специальную надстройку для журнальных приложений на базе программного обеспечения Adobe, позволяющего платить через сторонние системы. Cosmopolitan продает 5500-7000 копий одного журнала через AppStore по $2,99 за номер (цена номера в онлайне и в рознице одинаковая). Получается, отсутствие комиссии сэкономит издателю $4933-6279 с номера.

Снятие запрета на руку сторонним контент-сервисам, работающим по подписке и не связанным с Apple (например, музыкальному стартапу Sportify, который продвигает Facebook), и Amazon, которая сможет продавать ридеры Kindle с подпиской дешевле iPad, сказал FT Шейн Ричмонд из The Telegraph. А вот наладить продажи дорогих товаров через биллинг AppStore вряд ли удастся. Внедрять систему покупки через приложение пока невыгодно - комиссия слишком высока, особенно учитывая цены на технику, говорит представитель "М.видео" Антон Пантелеев. Сейчас для оформления заказа и оплаты покупатели переадресуются на сайт интернет-магазина. Продажа авиабилетов через приложение Smartive идет через банковские карты, счета сотовых операторов, терминалы, говорит управляющий директор i-Free Кирилл Петров. Комиссия i-Free от продажи билетов - 3-5%, прибавка к ней 30%-ной комиссии Apple делает этот бизнес невозможным, констатирует он.

Вынужденное отступление

Apple не может перекрыть доступ к альтернативным системам оплаты, для этого ей придется удалить или серьезно ограничить функции встроенного в ее устройства браузера. Аналогичные сервисы конкурентов работают по другой модели. Например, Google One Pass берет с поставщиков контента 10% с продаж. При этом издатели могут сами устанавливать цены и пользоваться данными о клиентах.

Анастасия Голицына, Сергей Смирнов
Ведомости