« Назад

Крайне важно привлечь бизнес к работе над обновлением норм ДПО – А. Волков

21 июня в Московской школе управления СКОЛКОВО прошло заседание экспертной группы №7 по обновлению «Стратегии-2020» «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». На заседании был сделан акцент на обсуждении вопросов образования взрослых, в особенности – корпоративного образования. Для этого были приглашены в качестве спикеров представители крупного бизнеса: компаний ЕВРАЗ, ОАК, МТС, Росатом, PricewaterhouseCoopers. В заседании также приняли участие члены других экспертных групп и независимые эксперты.

Во время своего выступления Андрей Баркин, директор Центра образовательных разработок СКОЛКОВО, привел данные о результативности образования  в России по сравнению с другими странами мира на основе исследования PISA. По его словам, навыки старшеклассников в России в сравнении со странами-лидерами отличаются незначительно, в то время как производительность труда – в разы. При том, производительность труда многие эксперты считают одним из индикаторов результативности образования с экономической точки зрения. Говоря о внутрикорпоративном обучении в России, Баркин рассказал, что более 100 компаний имеют свои корпоративные университеты и их бюджет – около 1 млрд. долларов в год. Около 60% сотрудников крупных компаний проходят переподготовку, а на обучение одного человека тратится несколько сотен долларов. По словам докладчика, эти показатели очень близки к развитым странам.

Сопредседатель экспертной группы №7, ректор СКОЛКОВО Андрей Волков выделил 4 сектора рынка труда, которые нуждаются в дополнительном образовании и переподготовке кадров. Волков выдвинул несколько гипотез о том, какую роль в развитии этих секторов может сыграть государство. Первый – это корпоративный сектор. В нем, по словам эксперта, воздействие государства желательно ограничить обновлением регулирующих норм и корректировкой системы налогообложения. Второй – бюджетный сектор. Здесь также представляется полезным обновление норм ДПО и стимулирование конкуренцию негосударственных провайдеров. Третий сектор, выделенный Волковым, – сектор малого и среднего бизнеса. Этой категории необходимо предоставить возможность получения предпринимательского образования и инвестировать в центры независимой оценки. Четвертый – сектор социально незащищенного населения (тех, кто временно или постоянно не работает). В данном случае, считает ректор, перспективная роль государства заключается в развитии системы дотаций на переподготовку.

Заседание было продолжено выступлениями представителей крупного бизнеса, которые рассказали о своем опыте организации систем корпоративного обучения.

Первой выступила Наталья Ионова, вице-президент по персоналу компании Евраз. Она рассказала о различных практиках внутрифирменного обучения: начиная от рядовых рабочих и заканчивая топ-менеджментом корпорации. Ионова отметила, что Евраз очень сильно вкладывается в управленческое образование, но нуждается в помощи со стороны университетов в инженерном образовании. Топ-менеджер обратила внимание на проблемы, существующие в современных российских университетах: в частности, нехватка иностранной профессуры и неспособность к «опережающему» обучению студентов новым компетенциям.

Алла Вучкович, директор по персоналу Объединенной Авиастроительной Корпорации, продолжила излагать видение бизнеса на проблемы современного образования. Было высказано предостережение от терминологической путаницы при определении корпоративных университетов. По словам Вучкович, корпорации индивидуально понимают значение термина «корпоративный университет», соответственно, различаются и модели, по которым корпоративные университеты работают. Представитель ОАК поддержала позицию Ионовой о наличии сложностей во взаимодействии с вузами. По ее мнению, в вузах недостаточный уровень материально-технического оснащения. Вследствие этого, профессора вынуждены следить за технологическим обновлением на производстве, а не наоборот. Что касается инвестиций бизнеса в образование – Вучкович привела пример колледжа, который готов интегрироваться в систему корпоративного обучения ОАК. Однако такие примеры – по-прежнему остаются исключением.

Андрей Афонин, директор Корпоративной Академии Росатома, рассказал о сотрудничестве своей организации с профильными вузами: МИФИ и университеты тех регионов, в которых существуют активы Росатома и дочерних компаний (ТВЭЛ и др.)

Наталья Журавлева, начальник департамента обучения и развития PricewaterhouseCoopers, поделилась опытом своей компании в работе с выпускниками вузов. По ее словам, до 85% новых сотрудников их компании - «пришли со студенческой скамьи». Эффективная работа с выпускниками достигается за счет наличия сети базовых кафедр (например, в НИУ ВШЭ). Базовые кафедры дают возможность влиять на то, что преподают студентам. Это особенно важно для такой молодой отрасли как аудит, поскольку в России еще не накоплен опыт университетского образования в этой сфере.

Марина Деревлева, директор Корпоративного Университета МТС, в своем выступлении уделила внимание теме «обучения действием». По ее словам, этот метод является недостаточно распространенным в российской системе образования (преобладает трансляция знания). В то время как для развития навыков, востребованных работодателем, - «обучение действием» является важнейшим инструментом.

Отвечая на вопросы аудитории, представители компаний сошлись во мнении, что бизнес не готов вкладывать деньги в ту базу, которая сейчас существует в вузах – необходима ее перестройка. Кроме того, необходимо обновление ЕТКС (Единого тарифно-квалификационного справочника), создание новой системы сертификации, создание независимых образовательных программ, с независимой оценкой, так как сейчас и разработка, и преподавание, и оценка сконцентрированы в вузах. Возможно создание единых отраслевых стандартов. Как отметили эксперты, появление новых специальностей – это поле для взаимодействия вузов и корпораций.

Тем не менее, как считают представители бизнеса, будущее корпоративных университетов заключается в формуле «одна корпорация – один корпоративный университет». Необходимо повышать качество образования, создавать отраслевые университеты, но корпоративный университет должен быть индивидуален для каждой компании, поскольку его основная цель – обучение корпоративной этике и ценностям.

Т.Л. Клячко, соруководитель экспертной группы №17, согласилась с возможностью формирования отраслевых университетов, тем более что, по словам эксперта, в скором времени может освободиться большая часть преподавательского состава. Так, по ее данным, к 2020 из-за демографического спада количество студентов сократится с 7,5 до 4,6 миллионов.

Ректор САФУ Елена Кудряшова высказала мнение, что в современной экономике большинство компаний не могут в одиночку отвечать за реализацию крупных проектов. Это особенно актуально для проектов в направлениях, которых Правительство РФ относит к приоритетным (например, освоение Штокмановского месторождения на арктическом шельфе). Именно при реализации таких крупных проектов (с точки зрения кадровой обеспеченности) – появляются возможности для взаимного развития бизнеса и университетов.

В заключении А. Волков отметил, что образование как сфера услуг будет дорожать. По количеству денег в мировой системе образования это уже сейчас сфера №1, – сказал Волков. С другой стороны, наша система большое количество проблем. Необходима кодификация – то есть создание новых понятий и внедрение их в систему госрегулирования. В самой же системе госрегулирования необходимо начать с обновления нормативных рамок ДПО, и к этой работе крайне важно привлекать бизнес – как главного заказчика системы образования взрослых.

РИА Новости